XLIII Семинар. Третья волна русской художественной эмиграции в Нью-Йорке: стратегии, практики, выставки и рецепция
20 января 2024 г.
Докладчица: Ирина Ризнычок (Constructor University Bremen)
«Никаких целей, кроме узко эгоистических. Отсюда кланы, интриги, подслеживание, взаимовредительство», – писал в 1977 году Игорь Шелковский о скверных отношениях в среде русской художественной эмиграции. Единства мыслей и действий не наблюдалось. Третья волна была крайне неоднородной и представляла разнообразные художественные практики: от неоакадемической фигуративной живописи до концептуальных самиздатовских проектов и перформансов соц-арта. В рамках доклада рассмотрим творческие стратегии таких художников-эмигрантов, как Эрнст Неизвестный, Римма и Валерий Герловины, Александр Ней и др. Попробуем разобраться, насколько зависели выбранные художниками тактики взаимодействия с американской арт-сценой от их ценностей, характера художественных практик и кругов общения.
Также поговорим о значимых выставках русского искусства в Нью-Йорке 1970-х – начала 1980-х годов и их рецепции американской прессой. Почему художникам-эмигрантам так важно было показать «правильное» современное русское искусство условному «западному зрителю»? И как наследие русского исторического авангарда могло помочь художникам третьей волны попасть в поле зрения американской критики?